Коллеги!
Блуждая по просторам нашего сервера, особенно по ППГ, замечаю ресторов, которые не понимают что делать когда шаманов в пати больше 1. Люди просто теряются и не могут ровно поделить друг с другом 21 шамановский тотем. Именно поэтому я и пишу этот пост. Для того, чтобы каждый из нас стал чуточку ближе к пониманию механики работы главного оружия шамана - тотемов.
Итак, всего у шамана есть 21 деревянный торч. Исключаем Сторожевой тотем и получаем 20 штук, которые равномерно распределены между спеками и РАВНО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ в зависимости от ситуации.
Может возникнуть вопрос: "А какие тотемы тогда кому ставить?". Что ж, вот они:
Элем - тотем силы земли/тотем каменной кожи/тотем трепета, тотем гнева, тотем источника маны, тотем гнева воздуха.
У элема упор на усиление пачки кастеров. Он сам кастер и усиливает кастеров. Поэтому изменение роли и установка других тотемов для него критична. Пожертвовать можно разве что тотемами земли. Частенько на месте такого тотема красуется тотем трепета.
Рестор - тотем силы земли/тотем каменной кожи, тотем языка пламени/ тотем сопротивления льду/опаляющий тотем., тотем исцеляющего потока/тотем источника маны/тотем прилива маны (по ситуации)/тотем очищения, тотем гнева воздуха/тотем неистовства ветра.
У Рестора, как и у любого другого хила, основной упор сделан на отхил пати. Тотемы воды рестора сильнее, чем у других шаманов. Поэтому другие шаманы могут поставить тотемы на сопротивления, детокс и прочие приколы. Однако и сам рестор должен работать по ситуации. Группу травят? Ставим тотем очищения. Въезжают контролями? Ставим тотем трепета. Именно поэтому ваш покорный слуга обращает особое внимание на то, как ресторы обращаются с тотемами.
Энх - тотем силы земли/тотем каменной кожи, тотем магмы/опаляющий тотем, тотем исцеляющего потока/тотем источника маны, тотем неистовства ветра.
Энх, аналогично элему, усиливает пачку, но теперь уже милишников. Поэтому он ставит тотемы, которые дадут преимущество в ближнем бою. Он так же может поменять раскладку тотемов: на позицию тотема воды поставить тотем очищения, вместо добавочной силы и ловкости, если милишники не живут, может дать дополнительную броню или сопротивляемости.
Как мы видим уже по этой части, шаман, в какой бы специализации он не был, должен умело обращаться с тотемами и применять их, исходя из конкретной ситуации и запросов группы/рейда. На этом приколы тотемов не заканчиваются.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО тотемов звучит так: "Эффекты одинаковых тотемов НЕ СКЛАДЫВАЮТСЯ, а ЗАМЕНЯЮТСЯ". Если поставить 2 тотема языка пламени, то тот, цифра которого выше, будет работать, а того, что меньше - подавляться. Если бы они слкадывались, все играли бы только шаманами.
Тоже самое мы видим, если поставить тотем языка пламени раньше тотема гнева. Тотем языка пламени будет перекрывать действие тотема гнева по части бафа союзников. Однако дебаф противников от тотема гнева работать будет. Баф тотема гнева в 2 раза сильнее тотема языка пламени и добавляет +3% к шансу крита для группы шамана. Поэтому если у вас в пати элем, отдайте ему слот тотема огня. Сами же вы можете поставить тотем под ситуацию. Чаще всего, ставится Опаляющий тотем просто для того чтобы хоть чуть-чуть вносил дамаг. На босса можно позвать элементаля огня. Или ставить на группы мобов тотем магмы. НО не забирать этот слот для своего тотема языка пламени. Даже если у вас есть талант "усиливающие тотемы", тотем гнева все равно будет давать больший бонус. А тотем гнева еще и по мане выгоднее. Почти в 2 раза)
Поэтому в группе с 2 шаманами если уж не договариваться, то ставить тотемы несколько отличные от набора тотемов другого шамана. Если установленный кем-то тотем не может быть заменен, то можно просто не ставить тотем данной стихии. Над панелькой скилов есть панель тотемов. При наведении на тотем в слоте, появится стрелочка. При нажатии на эту стрелочку появляется список тотемов конкретной стихии. А в самом низу пустая иконка. Кликните на нее и при массовой установке тотемов, тотем этой школы из этого набора устанавливаться не будет.
Ах да, точно. Близзард подарили нам удивительную возможность оперировать аж 3 наборами тотемов: "Зов Предков", "Зов Стихий" и "Зов Духов". Изначально у этих способностей нет стоимости по мане. Однако когда мы ставим набор тотемов, она чудесным образом появляется. Это суммарная стоимость тотемов, которые составляют набор. Так стандартный набор элема стоит 1316 маны, у энха - 2283, а у рестора - 1404. Если мы выберем для набора 3 тотема, то эти числа будут меньше. Да, иногда лучше и проще просто не ставить тотемы.
Никогда не понимал почему шаманов считают простыми. 3 кнопки ротации разбавляются огромным количеством утилитарных способностей, забивать на которые нельзя. Иначе чем тогда элем будет отличаться от того же аркана? Аркан и проще, и кнопок меньше, и дамага побольше будет.
Шаман - это крайне универсальный класс.Фишки шамана помогают ему и в бою, и в мирное время. Грамотное использование тотемов делает самого грозного врага жалким ничтожеством. Общаясь со стихиями, шаман, как никто другой, понимает важность равновесия сил.
Шаман состоит из микромоментов, которые умелые игроки соблюдают. Смена тотемов под нужды группы и кооперация с другими шаманами - это то немногое что требуется от шаманов в ПВЕ. Про ПВП вообще промолчу. Там шаман - один из самых тяжелых классов.
Всегда можно сказать мол "это ППГ, я в рейде буду норм делать". А можно просто взять и делать грамотно сразу. Ведь если ты в простой ППГшке не делаешь основных, даже базовых вещей, то че ты метишь в ЦЛК?
Надеюсь, этот мини гайд улучшит ситуацию с шаманами на сервере. Шаманом можно и нужно учиться играть. Да любым классом нужно учиться играть. Да. для этого нужны силы и время. Для кого-то больше, дял кого-то меньше. Это нормально. Так это все и работает. Ведь шаман - это не только опенинг из "Шаман Кинга". А если так, то удалите шамана. Не позорьтесь)