Обновлено 17.03.2019: уточнение по поводу шанса критического удара босса по игроку и подробный разбор каждого параметра авойданса и блока, а именно уточнение, как что работает.
Игра WoW появилась в 2004 году. В ноябре 2008 вышло дополнение Wrath of the Lich King, в которое мы сейчас играем. Ни разу за это время не было никаких принципиальных изменений в механике нанесения ударов. На секундочку - идет одиннадцатый год существования нашего дополнения, и я все еще продолжаю видеть танков, которые не только ставят сокеты на парирование, но и упорно отказываются качать таланты на уклонение, аргументируя это тем, что в ЦЛК он все равно срезается на 20% и нет смысла его улучшать. Так что я решил написать некий гайд на эту тему, чтобы разобраться, правы ли эти люди (спойлер: неправы).
Для начала - несколько ссылок.
Итак, для тестов возьмем не абстрактного, а вполне конкретного протопала Banka (6500 гс, near-bis эквип) и будем включать ему разные способности, заводить в ЦЛК и обратно и даже менять камни и таланты, чтобы понять, что у нас получается.
Делаем скриншот параметров отдыхающей в Даларане Банки.
Итак, видим следующие параметры:
Вероятность получить удар снижена (промах) на 7.76%. В случае промаха танк не получает урона, однако от промаха не срабатывает ряд способностей, например эффект регенерации маны от https://wotlk.ezhead.org?spell=20911.
Вероятность уклониться от атаки: 30,80%. В случае уклонения от атаки танк не получает урона.
Вероятность парировать атаку: 24.10%. В случае парирования атаки танк не получает урона. Кроме того - у танка срабатывает эффект parry haste, ускоряющий его (танка) следующую автоматическую атаку на 40% (этот эффект мы здесь разбирать не будем). Не путать со скользящими ударами - это совсем другое.
Вероятность заблокировать атаку: 12.76%. В случае блокирования атаки танк получает урон, уменьшенный на свой показатель блокирования.
Что означают эти цифры?
Во-первых, хочу заметить (хотя к сути глобального вопроса это мало относится), что параметры эти указаны для боя с врагом 80 уровня. Враг 83 уровня (каковыми являются боссы) в бою понизит каждый из этих параметров на 0,6% - по 0,2% за уровень. Суммарно получится 2,4% - отсюда 102,4%, о которых вы наверняка где-то когда-то слышали. К ним мы еще вернемся.
Во-вторых, мобы имеют свои родные 5% шанса промахнуться по нам. То есть к 7,76% добавляем еще 5% и получаем 12,76%. Талантов, которые повышают шанс промаха противника, по аналогии с https://wotlk.ezhead.org?spell=51109, у протопала нет, то есть это финальное число.
В-третьих, и в самых главных: ЭТИ ПАРАМЕТРЫ В БОЮ СУММИРУЮТСЯ. Это та мелочь, которую не знают очень многие танки, и без знания которой и начинают строить свои в корне ошибочные теории. Вот с этим пунктом и давайте разбираться.
Итак, что происходит, когда нас пытаются ударить? Атакующий бросает один ролл дробного числа от 0 до 1, и результат броска ложится на таблицу авойданса танка.
Таблица Банки сейчас выглядит так. Сразу рисуем 102,4%, представляя, что деремся с боссом.
Тут надо остановиться. Мы помним, что в механике ударов у NPC присутствуют не только авойданс и блок от параметров танка и обычные попадания, а еще сокрушающие удары (crushing blows) и критические удары (crits). Почему здесь их нет? Начнем с crushing blows. Дело в том, что механику на WotLK по сравнению с TBC немного подправили, и теперь краш можно получить только от моба на 4 уровня выше своего. У боссов в рейдовых подземельях любого режима 83 уровень, то есть от них мы краш не словим. Что касается критов - тут все просто: шанс получить критический удар от моба равен 5%+0,2% за каждый уровень разницы (то есть от босса 83 лвл шанс будет 5,6%), а у любого приличного танка показатель защиты (который и уменьшает их шанс) гораздо выше. У Банки вот 7,76%. Исключение - ферал друид: у него иммунитет к критам достигается при помощи таланта https://wotlk.ezhead.org?spell=33856. Уточняю: боссы имеют 83 лвл в любых рейдовых инстах - и в обычных режимах, и в героических. Шанс крита у них одинаковый. Иммунитет к критам от боссов, то есть заветные 5,6%, дает показатель защиты, равный 540. Все остальные цифры, которые вы можете услышать - не более чем домыслы, которые ничем не обоснованы. Но уточню - этот показатель является софт капом. Собирать защиту дальше смысл есть, мы это разберем позже.
А теперь вспоминаем: что делает босс, когда пытается дать Банке по башке? Правильно - он бросает ролл дробного числа от 0 до 1. Представим, что произойдет в разных случаях.
Ролл 0,1 - босс промазал.
Ролл 0,3 - Банка увернулась от удара.
Ролл 0,6 - Банка парировала атаку.
Ролл 0,75 - Банка заблокировала удар щитом и получила неполный урон от удара.
Ролл 0,9 - Банке прилетело по голове в полную силу удара.
Теперь давайте поиграемся с разными способностями. Например, активируем способность https://wotlk.ezhead.org?spell=54428, которая, как известно, при собранных 4 т10 дает нам 12% уклонения: https://wotlk.ezhead.org?spell=70760.
Происходит следующее. Шанс уклониться от удара, как и следует из описания, увеличивается на 12%. Важный момент: на 12% от 100%, а не от тех 30,8, что есть у Банки. Другие два параметра (парирование и блок) сдвигаются ближе к концу таблицы, вытесняя из нее шанс получить обычный удар, и уменьшая его практически до 10%.
Теперь давайте попробуем включить https://wotlk.ezhead.org?spell=48952. Он увеличивает шанс блокировать удар на 30%, пока активен (10 секунд или 8 пойманных блоков).
Область блока увеличилась настолько, что полностью вытеснила обычные удары из таблицы. Теперь любой удар по Банке спереди будет попадать в лучшем случае в блок. Кроме того, так как блок является теперь последним статом в таблице - он в нее и сам полностью не влез, и его шанс составляет не 42%, как на окне персонажа, а всего 34,74, что есть хорошо (остальные возможные удары нам урона вообще не нанесут).
Теперь давайте включим режим мазохиста и уберем из талантов https://wotlk.ezhead.org?spell=20100. Ну а что, додж ведь в ЦЛК не нужен, зачем его качать?
Как и следовало ожидать - Банка увеличила шанс получить в лоб на полный урон на 5%.
А теперь подходим к самому интересному. Давайте вернем адекватный билд на место и поиграемся с камнями. Для начала поменяем один https://wotlk.ezhead.org?item=40138 на https://wotlk.ezhead.org?item=40167.
Ценой потери 0,09% уклонения (ну мы же камень на уклонение убрали, все-таки) получили 0,11% суммы всех параметров. Впрочем, 0,08% из них - это блок, и только 0,03% - авойданс, который вырос за счет увеличения шансов промаха и парирования. Вроде бы неплохо, но там, куда я ставил зеленый камень, красная дырка, а сокет бонус в 9 стамы терять не хочется, так что вернем все назад. Но перед этим еще поиграемся.
Здесь стоит остановиться. Часто слышу понятие "кап дефа". Якобы после достижения какого-то мифического показателя нет смысла его собирать. Напомню, что в игре существуют понятия "софт кап" и "хард кап". "Софт кап" - это значение, при достижении которого параметр сильно теряет в весе при дальнейшем его наборе, а "хард кап" - значение, после которого этот параметр собирать дальше вообще нет смысла. Например, у комбат роги софт кап меткости - это когда он перестает промахиваться (не путать с уклонением и парированием - за это отвечает мастерство) способностями, а хард кап меткости - когда он перестает промахиваться белыми атаками. Так вот. Софт кап дефа - это значение, при котором мы собираем иммунитет к критам - показатель защиты (не рейтинг!!!!) должен быть как минимум 540. Но это не значит, что дальше нет смысла собирать этот параметр, что мы только что и доказали.
А теперь самое интересное. Меняем два https://wotlk.ezhead.org?item=40138 на два https://wotlk.ezhead.org?item=40139.
Внезапно оказывается, что сокеты на парирование не так эффективны, как сокеты на уклонение. Почему? Давайте разбираться.
Для начала объясню - не стоит путать процент уклонения/парирования и рейтинги таковых. Рейтинг уклонения и рейтинг парирования повышают проценты своих параметров, но подвержены такому явлению, как диминишинг, то есть их эффективность падает в зависимости от того, насколько много вы их собрали. Как с броней - чем ее больше, тем меньше она начинает давать. По четвертой ссылке в начале темы (под спойлером) находим формулы:
Real Dodge % = Base Dodge % + 1/(0.011347 + (.9560/(Character Sheet Dodge % - Base Dodge%)))
Real Parry % = Base Parry % + 1/(0.021275 + (.9560/(Character Sheet Parry % - Base Parry %)))
То есть чтобы рейтинг парирования был эффективнее рейтинга уклонения - рейтинга уклонения у танка должно быть в 0.021275/0.011347=1,8749 раз больше, чем рейтинга парирования. Насколько часто это встречается? Да почти никогда. У ДК, например, вообще никогда. Их https://wotlk.ezhead.org?spell=49410 задирает рейтинг парирования просто до небес.
Повторим этот момент. Есть процентный показатель уклонения и парирования, а есть их рейтинг. Рейтинг повышает свой параметр в процентах, но не линейно - его эффективность постепенно падает. Рейтинг уклонения подвержен диминишингу гораздо меньше рейтинга парирования. Соответственно, в большинстве случаев рейтинг уклонения будет эффективнее.
Вы скажете - а как же дебаф ЦЛК? Вот мы и подошли к этому моменту. Повторим все наши эксперименты уже непосредственно в ЦЛК.
Начнем с самого начала. Банка прилетела в ЦЛК и ждет рейд. Таланты и камни в порядке, никаких бафов и дебафов (кроме, собственно, дебафа ЦЛК) у нее нет.
Как можно увидеть, дебаф ЦЛК срезает нам ровно 20% уклонения, увеличивая тем самым шанс получить в лоб на те же самые 20%. Обратите внимание - мы теряем не 20% от 30,8%, мы теряем 20% от 100% (или, скорее, 102,4% - нас же в первую очередь боссы интересуют). То есть было 30,8% - осталось 10,8%.
Едем дальше. Включаем https://wotlk.ezhead.org?spell=54428.
Как и следовало ожидать - мы получили ровно 12% уклонения. Те же самые 12%, которые получали в Даларане. Тем самым подвинули и уменьшили область попадания на те же самые 12%, не затрагивая другие статы.
Теперь включим https://wotlk.ezhead.org?spell=48952, для простоты понимания - без Клятвы.
Здесь в глаза бросается любопытный момент - фактически из-за того, что мы в ЦЛК потеряли 20% уклонения, пострадали другие параметры. Теперь эффекта Щита небес не хватает, чтобы полностью вытеснить обычные попадания, и Банка имеет 11,98% шанса получить прямо в лоб даже с включенным Щитом небес.
Теперь вспомним Банку-мазохистку без талантов на уклонение и посмотрим, какой она стала в ЦЛК.
По сравнению с Банкой, у которой с талантами все в порядке, эта Банка теряет 5% уклонения и повышает свои шансы получить в лоб на те же самые 5%. Точно так же, как и за пределами ЦЛК.
Теперь играемся с камнями. Начнем с замены одного камня 10 уклонение+15 стамы на камень 10 рейтинга защиты+15 стамы.
Как видим, и здесь ничего необычного. За пределами ЦЛК, напомню, было 80,53% - ровно на заветные 20% больше.
Ну и вишенка на торте - камни на парирование в ЦЛК! Хотя, думаю, вы уже догадались.
Помните, сколько было с камнями на уклонение? Было 60,42% - на 0,05% больше. Так же, как и за пределами ЦЛК.
Итак, какие выводы можно сделать из написанного здесь?
1) Нет никаких роллов на каждый отдельно взятый параметр авойданса. Ролл идет один, и его результат в сочетании с параметрами танка и дает результат удара - промах, уклонение, парирование, блок или попадание. Эти пять значений в таблице атаки идут один за другим, слева направо, и если для какого-то из них в таблице не остается места - он из нее исчезает.
2) Не стоит путать параметры "вероятность уклонения" и "рейтинг уклонения", так же, как и параметры "вероятность парирования" и "рейтинг парирования". Вероятность измеряется в процентах, а рейтинг - натуральное число, увеличивающее вероятность, причем делает это не в линейной зависимости.
3) Рейтинг защиты (как и показатель защиты) не имеет практически достижимого хард капа и его не стоит игнорировать при подборе камней и экипировки.
4) При входе в ЦЛК мы теряем ровно 20% уклонения от максимального показателя. Было 25% - станет 5%. Было 30% - станет 10%. Было 35% - станет 15%. И так далее. Потеря вероятности уклонения сдвигает в таблице атаки все параметры влево и тем самым оголяет в ней вероятность получения полного урона. Но это абсолютно не значит, что уклонение собирать нет смысла. Срез 20% идет уже после всех примененных модификаторов. То есть если для вас уклонение за пределами ЦЛК эффективнее - в самом ЦЛК будет то же самое. Если бы у Банки в ЦЛК срезалось 20% парирования - это не изменило бы ровным счетом ничего. Просто уклонение выбрано как параметр, который есть у всех танков, и который у любого приличного танка гораздо выше 20% (а парирования нет у ферал друида).
Сообщение отредактировал Demandred: 17 марта 2019 - 20:25